8 августа 2018
О состоянии законности при производстве предварительного следствия следственным отделом ОМВД России по Волховскому району Ленинградской области
Волховской городской прокуратурой проведен анализ состояния законности при производстве предварительного следствия следственным отделом ОМВД России по Волховскому району Ленинградской области (далее – СО ОМВД).
За истекший период 2018 года в деятельности СО ОМВД прокурором было выявлено 273 нарушения, что на 109 нарушений больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (далее – АППГ), из них 18 нарушений было допущено отделом при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях (АППГ-18).
По-прежнему сохраняется актуальность отмены надзирающим прокурором решений об отказе в возбуждении уголовного дела, число которых за 06 месяцев 2018 года возросло и составило 14 (АППГ – 8).
Существенные нарушения закона продолжают устанавливаться при проверке законности и обоснованности приостановления производства по уголовным делам.
Так, количество отмененных прокурором процессуальных решений о приостановлении предварительного расследования по-прежнему остается высоким и составляет 84 (АППГ – 63).
Как показал проведенный анализ, данные решения о приостановлении предварительного расследования принимались без исследования в достаточной степени всех обстоятельств дела, связанных с совершением преступления, преждевременно и в отсутствие каких-либо оснований. А в ряде случае следственные и иные процессуальные действия фактически не проводились.
Например, при проверке прокурором в июне 2018 года уголовного дела, возбужденного СО ОМВД по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228.1 Уголовного кодекса РФ, по факту незаконного сбыта наркотических средств, и приостановленного производством по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.208 Уголовно-процессуального кодекса РФ (лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено), установлено, что постановление о приостановлении предварительного следствия вынесено следователем необоснованно, незаконно, поскольку за весь срок предварительного следствия, который составил 5 месяцев, следователем не было выполнено ни одного следственного и иного процессуального действия. Указанное процессуальное решение было отменено прокурором, предварительное следствие по уголовному делу возобновлено.
Следует также отметить, что в 2018 году возросло количество принятых СО ОМВД незаконных решений о прекращении уголовных дел (уголовного преследования) и составило 4 (АППГ-2).
При реализации предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ полномочий на стадии предварительного расследования в целях пресечения нарушений следственными органами разумного срока производства по делу, неполноты расследования, устранения ошибок при уголовно-правовой квалификации действий обвиняемых, прокурором руководству СО ОМВД было внесено 63 требования (АППГ-58), все из которых рассмотрены и удовлетворены.
В связи с выявленными нарушениями уголовно-процессуального законодательства в истекшем периоде 2018 года прокурором руководству СО ОМВД было внесено 3 представления (АППГ-2), по результатам рассмотрения которых 7 должностных лиц (АППГ-2) были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Наряду с отмеченным, имеют место случаи необоснованного возбуждения уголовных дел. Так, за 6 месяцев 2018 года прокурором было отменено 1 незаконное постановление следователя о возбуждении уголовного дела (АППГ – 1).
Пользуясь случаем, одновременно разъясняем, что в соответствии с главой 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.
Старший помощник прокурора
юрист 2 класса А.Г. Зорина
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.